Хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, членам
его семьи и его сподвижникам. А затем: Поистине Аллах, свят Он и велик, обязал
мусульман быть правдивыми и искренними по отношению друг к другу во всех делах.
Он запретил им ложь, обман, предательство и все подобное. Ведь в правдивости,
искренности и установлении безопасности исправление общества и здоровое
взаимодействие между его членами, избавление от притеснения одних из них
другими. Тогда как во лжи, обмане и предательстве - порочность общества,
притеснение одних другими, присвоение чужого имущества не по праву, разжигание
ненависти между людьми. Сказал посланник Аллаха ﷺ:
""Религия есть проявление искренности".
Мы спросили: "По отношению к кому?"
Он сказал: "По отношению к Аллаху, и к его Книге, и к
Его посланнику, и к правителям мусульман и ко всем мусульманам вообще".
(приводится у Муслима в сборнике Сахих).
В двух сборниках Сахих (Бухари и Муслима) от Джарира ибн
АбдуЛлах ал-Баджли – да будет доволен им Аллах – передается: "Я присягнул пророку
ﷺ в совершении молитвы, выплате
закята и проявлении искренности по отношению ко всем мусульманам”. Также в двух "Сахихах” приводится от Хакима
ибн Хизама – да будет доволен им Аллах- что он сказал: "Сказал пророк ﷺ:
У продавца и покупателя ест выбор до тех пор, пока они не разойдутся после
совершения сделки. И если они были правдивы и выявили недостатки, будет им
благословение в их торговле. А если они скрыли что-либо и обманули, не будет
благословения Аллаха в этой торговле.
Достоверно передается, что пророк ﷺ
сказал: "Кто обманывает, тот не из нас”. В Сахихе Муслима от Абу Хурейры - да будет доволен им Аллах – приводится:
"однажды, проходя по рынку, пророк Мухаммад остановился перед торговцем
продуктов. Сверху все продукты выглядели хорошо, но когда пророк добрался до
тех, что были внизу, то обнаружил, что продукты влажные. Он спросил: «О хозяин
еды, что это?» Торговец ответил: «Она промокла под дождем, о посланник Аллаха».
Тогда пророк сказал: «Почему же ты не положил ее сверху, чтобы остальные могли
видеть, что она влажная. Ведь тот, кто обманывает – не из нас».
Эти достоверные хадисы, а также другие хадисы, пришедшие с
этим смыслом, указывают на необходимость искренности и честности во взаимоотношениях
и на запрет обмана, мошенничества и предательства в этом. А также они указывают
на то, что правдивость и искренность – из причин благословения в отношениях, и
что ложь и обман – из способов разрушить их. Из искренности и доверия –
выявление скрытых недостатков продавцом и арендодателем, объявление подлинной
ценности товара. А из обмана и предательства – увеличение цены продавцом или
арендодателем с целью потом сделать скидку в этом же размере. В двух "Сахихах”
от Абу Хурейры – да будет доволен им Аллах – приводится, что он сказал: "Сказал
пророк ﷺ:
С тремя не заговорит Аллах в День воскресения, не посмотрит на них и не очистит
их, и им (уготовано) мучительное наказание: человеку, имеющему в пустыне
излишки воды и отказывающему в ней путнику, человеку, который после
послеполуденной молитвы договорился с (другим) человеком о продаже какого-либо
товара, поклявшись Аллахом, что сам он взял его по такой-то цене, и
(покупатель) поверил ему (хотя на самом деле было) не так, и человеку, который
присягает правителю только ради мирских (благ), и если тот даёт ему это,
выполняет (своё обещание), а если нет, то нарушает его».
Обязанностью всех мусульман является бояться Аллаха в
отношениях между собой, остерегаться причин гнева Аллаха и мучительных
наказаний, которые приготовлены для обманщиков, предателей и мошенников. Как
является обязательным для всех завещание правдивости, искренности и боязни
перед Аллахом во всех делах, потому что в этом – счастье этой жизни и
следующей, чистота сердца и исправление общества, а также в этом – достижение
благословения в отношениях и оберегание себя от поедания харамной пищи и
проявления несправедливости мусульманина по отношению к его брату.
Достоверно приводится, что пророк ﷺ
сказал: "Верующие как часть одного здания – поддерживают друг друга” и сомкнул
пальцы обеих рук между собой.
Также он сказал ﷺ: Мусульмане в своей дружбе, милосердии и привязанностях подобны единому телу: если какая-нибудь часть его начинает болеть, все остальные части тела отзываются на это бессонницей и лихорадкой.
Я прошу у Всевышнего Аллаха, чтобы Он исправил дела
мусульман, объединил их сердца на богобоязненности, наделил всех их
правдивостью, искренностью во всех делах и сотрудничеством на основе
благочестия и боязни перед Ним. Поистине, Он Щедрый, Благородный. Да
благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.
|